Последнее время (лет дцать) балуюсь всякими игрушками компьютерными. Большая часть из них - это стратегии, рпг. Сейчас две основные - это ВХ40К и НевиФилд.
ВХ - ВарХаммер 40 000 - стратегия, посвященная вселенной ВарХаммера - космическая империя, раздираемая войнами изнутри и снаружи.
НевиФиелд - РПГ, в которой в ведении игрока находится боевой корабль с экипажем, который прокачивается и открывает игроку доступ к новым, более совершенным кораблям.

И вот тут-то я и задумался. О чем обычно думает игрок?
Вот я играю в ВарХаммер. Бой я - космопехота - против ультрасильного компа с орками. Развитие обычное - технарь строит бараки, оплот веры выдает мне две группы скаутов для захвата близлежащих точек и второго технаря. Достраиваю бараки, тут же заказываю два отряда космопехов, точкой сбора ставлю точку на выходе с вражеской базы. Мой стиль - с самого начала зажать противника там и уничтожить, имея подавляющее преимущество во всем, благо, комп достаточно туп, что бы позволить мне сделать это. Уже несколько точек захвачено скаутами, технари достраивают наблюдательный пост на одной из точек, первый отряд из четырех космопехов, поставленный на автопополнение, бежит в сторону базы противника. По дороге встречает непополненный отряд орков-рубак и обращает их в бегство прочь от захватываемой ими точки, по дороге убивая одного-двух рубак. Сносят вышку с захваченной рядом с вражеской базы точки и становятся в оборону, ожидая прибытия уже выбежавшего из казарм второго отряда. Скауты продолжают ныкать точки, а строители отстраивать их, идет быстрое развитие. Противник тем временем, поднакопив сил, выходит с базы - отряд рубак под предводительством Большого Сварщика против двух отрядов морпехов у базы соперника и одного отряда, уже бегущего на подмогу. Сварщик телепортирует себя с отрядом прямо в гущу одного из моих отрядов и завязывается ожесточенная рукопашная, вторая группа помогает первой огнем, стоящие поблизости скауты тоже стрелять не забывают. Пехотинцы под чудовищной мощи ударами Сварщика начинают гибнуть, но ставятся на автопополнение и, ведомые волшебным правокликом, отступают, а в рукопашную входит второй отряд, до того работавший исключительно болтерами - два отряда меняются ролями, подваливает третий. Наконец, в ходе схватки Сварщик и его отряд повержен, а я сильнее укрепился на точке. Господство на карте абсолютное, ресурсы рекой, точки защищены сторожевыми постами, дальше идет технологическое развитие, получение дредноутов и снос под корень базы противника посредством орды дредноутов, подкрепленных пехотой с дополнительным тяжелым оружием. С базы партизанят штурмовики, прилетая, что-нибудь раздалбывая своим адским динамитом и тут же улетая. А под конец уже даже не улетая, а пуская в ход свои мотомечи. За время боев было потеряно примерно с полтора отряда пехотинцев на попытках орков прорвать блокаду и на уничтожении их укреплений, при финальном штурме умерло несколько штурмовиков. Победа, ура.
А вот Невик. Мой линкор не лучший, но уже и не худший, крепкие середняк, который идет в линии с остальными и оказывает поддержку. Несколько тысяч человек экипажа, противники - куча линкоров, авианосец, эсминцы. Вылезшие за пределы вражеской линии эсминцы ловят свой 16"-вый чемодан и успокаиваются на дне морском, всплывшая поблизости нупская подлодка отправляется следом, более совершенная подлодка с более опытным капитаном доставляет беспокойство, но не то, что бы ах - противоторпедная защита выкручена на максимум, что бы меня сломать, нужно несколько больше, чем один удачный залп. Тем более, что я по прямой в бою не хожу. Для здоровья, знаете ли, вредно. Но, пока я разбирался с подлодкой, отвлекая ее от больших кораблей - старшие братья уже разобрали противника, последний корабль повержен, победа за нами. Пусть даже и я утоп от пропущенного залпа, но, тем не менее, капитан и команда получили свой опыт, кто-то апнулся. Прекрасно.

Но к чему я это все пишу?
А к тому, что на каждую проблему есть много точек зрения. Человек - это много или мало? Зависит от точки зрения. Ведь если посмотреть на себя со стороны - ведь один человек - это много! Это целая жизнь! Взлеты и падения, удачи и провалы, смех и слезы. Мне ли рассказывать о богатстве жизни? А теперь посмотрим на это со стороны главнокомандующего. Два отряда по девять человек отправляются на базу сдерживать орду гвардейцев - они обречены, но задержат гвардейцев достаточно долго, что бы я начал производство бревноутов. Два отряда по девять - это восемнадцать жизней. Восемнадцать человек со своими радостями и печалями, злобой и счастьем, трусостью и отвагой, которым уже подписан приговор и которые одним взмахом мышки отправляются отдать свой последний долг Богу-Императору - костьми лечь на поле брани, но выкроить мне минуту, пока не будет готов Храм Бога-Машины и я не нашлепаю парочку роботов-убийц. Или матрос. Что такое матрос? Такой же человек. Тянет канаты, драит палубу, подает припас к зенитке - и гибнет с тысячами таких же, как он, от одного удачного залпа, прилетевшего с той стороны моря. Тысячи жизней, которыми игрок разбрасывается как разменной монеткой, даже не задумываясь о том, что каждый бой - это не только плюс пятнадцать тысяч экспы или плюс еще один красивый ролик. Это тысячи вдов и сирот, тысячи людей, которые могли бы жить и радоваться, но легли в сырую землю - для того, что бы могли жить и радоваться другие. Те, кто не держит в руках оружия и просто живет. И все эти десятки, сотни, тысячи людей гибнут одним мановением руки - просто потому, что так сказал игрок. Ведь это не люди, это лишь цифры или фигурки на экране. Ну и ладно, что фигурки.
Но ведь кто-то так же двигает фишки по настоящей карте и вычеркивает фамилии из списков сотрудников. Так же считает цифры и двигает фигурки, за которыми стоят настоящие, а не выдуманные люди. Одним мановением руки ломаются судьбы десятков. Или десятков тысяч - иногда ради десятков тысяч людей. Иногда ради десятков тысяч рублей. А человек, нажавший на кнопку, вряд ли даже и задумается о том, что за цифрами и фигурками стоят реальные люди - такие же, как и он сам. И что его самого точно так же могут вычеркнуть из списка, не спросившись.
Всего-лишь навсего люди. Венец природы.